Изменения на физиологическом уровне Чтобы изменения, происходящие с малышом 5 месяцев счастливых и заботливых родителей не были «сюрпризам», стоит узнать о них от специалистов – это:
- Зрение. Ребенок умеет фокусировать взгляд на неподвижных и подвижных предметах, а также интересуется картинками в книжке.
- Телосложение. Отличается пропорциональностью и укрепленной мускулатурой.
- Слюнопускание. Характеризуется обильным выделением, обусловленным предстоящим прорезыванием молочных зубов, а также рефлексом очищения ротовой полости после привычки знакомства с окружающими предметами «на вкус».
- Мочеиспускание. Суточной нормой считается мочеиспускание до 15 раз в сутки.
- Стул. Зависит от особенностей кормления. При грудном вскармливании без прикорма он может быть как до 5-6 раз в сутки, так и 1 раз в 2-5 дней. При кормлении смесью или введении прикорма – 1-2 раза в день.
Развитие в физическом планеДля удобства контролирования норм развития детей возрастом 5-6 месяцев, рекомендуется пользоваться специальной таблицей (под текстом).
Способности ребенка К пятимесячному возрасту ребенок многое умеет, и это является поводом для радости, прежде всего, его родителей. Если он с чем-то не справляется, лучше посоветоваться с педиатром – что предпринять, чтобы малыш догнал своих сверстников. Перечень умений выглядит следующим образом:
- Переворот на спинку. Лежа на животике, ребенок может переворачиваться на спинку. Таком образом, теперь он может самостоятельно выбирать, в каком положении ему познавать окружающий мир.
- Сидение с поддержкой. Малыш может сидеть в стульчике для кормления, однако его спинка сгинается. Поэтому педиатры рекомендуют не оставлять ребенка в таком положении надолго.
- Хватание (рефлекс). Увидев игрушку, которую мама или папа показывает малышу, он может схватить ее обеими ручками и продолжить изучение в течение 10 минут. Гугление.
- Длительное гугление, произнесение отдельных звуков и слогов является предварительным этапом к умению говорить. При этом можно различить интонации родителей, которые ребенок повторяет.
- Узнавание окружающих. Малыш с удовольствием взаимодействует с людьми, которые его чаще всего окружают и настороженно относится к незнакомцам.
- Выражение эмоций. Потешки и песни из маминых уст могут вызвать у карапуза положительные эмоции (улыбку, радость, восторг), а если у него забрали игрушку, то отрицательные (недовольство, плач).
- Интерес к еде взрослых. Малыш заглядывает в тарелки с едой взрослых, что может стать поводом к прикорму.
Развивающие упражнения, занятия, игрыГимнастика для укрепления мышц спины и умения управлять своим телом, на занятия должно уходить не менее 10 минут в день:
- разводить в стороны и скрещивать на груди руки малыша;
- подтягивать его за руки вверх, придавая сидячее положение;
- в положении лежа на животе поочередно и вместе двигать ножками карапуза.
Массаж: - поглаживать, растирать, разминать;
- пощипывать;
- поколачивать.
Упражнения: - для стимуляции ползания нужно положить ребенка на живот, на расстоянии от него – яркую игрушку. К ножкам малыша приставить ладонь, чтобы он мог отталкиваться и пробовал ползти;
- для обучения сидению и ползанию, развития мышц, вестибулярного аппарата, функции пищеварения – заниматься на фитболе (большой резиновый мяч), заниматься в ванной или в бассейне.
Прогулки: - рекомендуется пользоваться слингом, поскольку в таком положении ребенок может рассматривать окружающий мир, чувствуя тепло и защиту своей мамы.
Игрушки: - пусть ребенок не только видит игрушку, но также то, как с ней можно играть (разбросать пирамидку или кубики, покатить мячик, погладить или обнять плюшевую зверушку);
- для развития тактильных ощущений ознакомьте малыша с книжкой из ткани, в которой будут пуговицы, липучки, шнурки, аппликации из разных видов материи.
Игры: - «Вверх – вниз». Ребенка поднимают, произнося слово «вверх» с одной интонацией, затем опускают, произнося слово «вниз» с другой интонацией;
- «Ку-ку». Мама или папа закрывает свое лицо ладонями, а затем открывают его, произнося с радостной интонацией слово «ку-ку»; пальчиковые краски. Специальные краски в баночках предназначены для того, чтобы малыш мог ими рисовать (оставлять разноцветные следы) на бумаге. Это доставляет ему массу положительных эмоций.
Общение: - пусть ребенок слышит свое имя, а также имена близких людей (лучше показывать их ему на фотографиях), произносимые с разной интонацией;
- при разговоре с малышом нужно произносить слова не только обычным голосом, но и шепотом на ушко – это его удивит, заставить прислушиваться к необычному произношению знакомых слов, научит их распознавать;
- нужно сказать ребенку что-нибудь с радостной интонацией и мимикой, затем прекратить разговаривать и сделать свое лицо неподвижным. Обычно малыши удивляются и пытаются заставить свою маму снова разговаривать и улыбаться.
Гигиенические процедуры К возрасту 5-6 месяцев ребенок привыкает к комплексу гигиенических процедур: умывание, протирание глазок, очищение носика и ушек. Добавляется то, что маме необходимо часто состригать ноготки карапуза, которые быстро отрастают. В противном случае он может поцарапать ими себя или родителей даже в процессе игры. Не следует пропускать также вечерние купания. Тем более малышу очень нравится плескаться в теплой воде, с помощью и заботой своей мамы.
Режим прогулок и кормлений Родителям ребенка 5-ти месяцев следует быть готовыми к тому, что он спит три раза в день (всего около 5 часов) и ночью (около 10 часов). Большинство детей уже не просыпаются ночью для кормления. После пробуждения младенец обычно бодрствует около 2 часов, в течение которых с ним можно играть, делать упражнения и массаж.
Прогулки с ребенком в коляске или в слинге на свежем воздухе следует совершать дважды в день – утром и после обеда. Иногда дети не спят, а рассматривают все, что их окружает. В прохладное время года продолжительность прогулок может быть от 1до 2 часов, в теплое – до 6 часов в день.
Особенности кормления детей на грудном вскармливании и на искусственном можно сверять по таблице. Время указано приблизительно, строгих предписаний нет (следует ориентироваться на индивидуальные биоритмы младенца). Обычно груднички просят грудь перед сном и после просыпания. В возрасте 5 месяцев они часто отвлекаются от кормления на посторонние звуки. Здоровым детям на грудном вскармливании прикорм не требуется.
Мамам малышей-искусственников следует соблюдать режим кормлений – 5 раз в сутки с перерывами длиной в 3,5-4 часа. Суточный объем смеси вычисляют исходя из веса младенца, который делят на 7. Полученный результат следует разделить на число кормлений. Ориентировочно ребенок должен получать 900-1000 мл смеси в сутки, 160-200 мл в день.
Трудности, с которыми часто сталкиваются родители малышей Подвижность ребенка, который научился переворачиваться и учится ползать, может стать причиной падений. Поэтому его нельзя оставлять без внимания, если он не в своей кроватке. В случае, когда младенец все-таки упал и ударился, необходимо его успокоить и понаблюдать. Подозрительные симптомы служат поводом к обращению за медицинской помощью.
Гипертонус или рефлексы новорожденных, которые обычно должны пройти к 5-ти месячному возрасту, свидетельствуют о неврологической патологии. В этом случае родителям необходима консультация невролога.
За период с 4 до 5 месяцев младенец на грудном вскармливании должен набрать не менее 500 грамм веса. Если этот показатель меньше, необходимо либо докармливать его, либо вводить прикорм.
Прорезывание первых зубиков у малыша сопровождается дискомфортом и болями. Вследствие этого малыш капризничает и плачет. Чтобы ускорить процесс, ребенку требуются специальные прорезыватели, которые он должен грызть. Также можно помазать десна гелями с обезболивающим и охлаждающим эффектом.
После введения прикорма у ребенка меняется стул. Возможно как его разжижжение, так и уплотнение. Запор возникает после добавления в детский рацион молочных и белковых продуктов, это говорит о том, что прикорм вводить рано. Его следует отменить и понаблюдать, как изменится стул. Подбирать другие продукты для прикорма необходимо по рекомендации детского специалиста.